Сын Кунти спросил: “Что же выше ты ставишь?
Смотри: отрешенье от действий ты славишь,
Но хвалишь, о мудрый, и действия йогу.
Что лучше? Развей мою, Кришна, тревогу”.
2
Ответствовал Арджуне праведник строгий:
“К высокому благу ведут обе йоги,
Но йоги деянья важнее значенье:
Она превосходит от дел отреченье.
3
Тот стал Отрешенным, кто, делая дело,
И зло обуздал, и желания тела.
4
“Две йоги различны”, – глупец поучает, –
Но знай, что, достигший одной, получает
5
Обеих плоды, 5 ибо слиты деянья
И йоги познанья, и йоги деянья.
6
Без йоги достичь отрешенья труднее,
И праведник, преданный йоге, скорее
С Великим и Сущим достигнет слиянья:
Себя победив и отринув желанья,
7
Сольется он с духом существ, с Вечным Светом,
И, действуя, не загрязниться при этом
8
Кто, истину зная, добро насаждает, –
“Не делаю я ничего, – рассуждает, –
9
Касаясь, вкушая, внимая, взирая,
Дыша, говоря, выделяя, вбирая”.
Встает ли с восходом, ко сну ли отходит, –
Он, праведный, ведает, что происходит:
“То чувств и предметов телесных общенье,
А я не участвую в этом вращенье”.
10
Кто, действуя, с Духом Всесущим сольется,
Того вековечно зло не коснется, –
Не так ли, скатившись, от пыли очистив,
Вода не касается лотоса листьев?
11
Свободный, с предметами чуждый общенья,
Во имя благого самоочищенья,
Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом
Пусть действует, дело избравший уделом.
12
Отвергший плоды обретает отраду,
Кто жаждет плодов, попадает в засаду.
13
Счастливец в покое живет благодатном,
Не действуя в городе девятивратном.
14
Не делает Бог – властелин совершенный –
Ни делателей, – ни деяний вселенной,
Дела с их плодами творец не связует, –
Природа сама по себе существует.
15
Ни зло, ни добро не приемлет Всевластный.
Окутало мудрость, как мглою ненастной,
Неведенье, распространив ослепленье.
16
Но те, кому Бог даровал просветленье,
Разрушили знанием это не знанье,
И Высший, как солнце, явил им сиянье.
17
Постигнув Его и себя в Нем, Высоком,
Ушли они, выиграв битву с пороком.
18
В слоне и в корове, в жреце и в собаке,
И в том, кто собак поедает во мраке,
И в том, что дряхлеет и что созревает, –
Единую сущность мудрец прозревает.
19
Чей разум всегда в равновесье, в покое, –
Сей мир победил, победил все земное,
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он, в духе святом утверждаясь,
20
Не станет, достигнув покоя, бесстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья.
Он Высшего Духа постигнет главенство,
И, преданный Духу, вкусит он блаженство, –
21
Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:
22
Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветленной.
23
Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,
Свой гнев пересилил и чувств самовластье, –
Обрел настоящее, прочное счастье!
24
Кто светиться внутренним счастьем, – не внешним! –
Тот с Высшим и в мире сливается здешнем.
25
Подвижник, живя ради блага людского,
Избавясь от двойственности и сурово,
Свой гнев обуздав, уничтожив обманы,
Грехи, заблужденья, – достигнет нирваны:
26
Мудрец, от земных отрешенный желаний
И с Атманом слитый, – приходит к нирване.
27
Отринув предметы, презрев суесловье,
Направив свой взор напряженный в межбровье,
В ноздрях уровняв с выдыханьем дыханье,
28
Стремлений и чувств погасив полыханье,
Избавясь от страха, – мудрец безупречный
Приходит к свободе и высшей и вечной.
Бхагават-Гита (отрывок)
http://www.tvoyhram.ru/induizm/induizm06.html